РЕГИСТРАЦИЯ  |  НОВОСТИ  |  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬКАК ПИСАТЬ ПРЕСС РЕЛИЗ?  |  ПРИМЕР ПРЕСС-РЕЛИЗА
“...Скромность - самый верный путь к забвению!”
     
Добавить пресс-релиз

ИТ-рынок. Что же осталось?

@ASTERA
      03-08-2009
 

Информационно-деловой канал @ASTERA - www.astera.ru - представляет новые результаты опроса, посвященного текущей ситуации на ИТ-рынке информационных технологий в России.

✐  место для Вашей рекламы

Новые условия, в которых оказался российский ИТ-рынок в 2009 году, требуют нового видения. ИТ - это сервисная отрасль. Но ранее рынок имел другую структуру, где преобладающей частью были поставки, а не услуги. Рынок был очень сильно раздут за счет избыточной составляющей. Теперь пузырь избыточности лопнул. Что же осталось?

Если в части "продукты/услуги" уже стала появляться определенность, то в части видения клиентских рынков игроки живут с разными ощущениями. Поэтому оценки текущей ситуации разнятся. Тем не менее, их нельзя назвать противоречивыми, поскольку каждый из участников имеет свой "срез". Безусловно, есть компании, демонстрирующие успехи и рапортующие о росте показателей. Вместе с тем, некоторые участники отмечают падение спроса до 70%, а в отдельных сегментах рынка до 90%.

"Различные сегменты рынка сильно отличались по своему состоянию, так что целесообразно сравнивать со 2-м кварталом 2008 года не бизнес в целом, а именно динамику по сегментам, - говорит Роксана Янборисова, исполнительный вице-президент OCS. - Так, если в 1-м квартале 2009-го розничный сегмент был еще весьма оживленным, то в марте 2009 года началось довольно сильное падение розницы, которое остановилось только во второй половине 2-го квартала. Как следствие, снижение оборотов по рознице составило в среднем около 50% (в долларовом исчислении)".

По мнению Владимира Ландау, генерального менеджера сети "ПОЗИТРОНИКА", потребление на ИТ-рынке в целом снизилось во втором квартале этого года в 2-3 раза. "Та его часть, которая связана с ритейлом, пострадала сильнее, чем другие, поскольку решения для ритейла скорее отвечают развлекательным запросам покупателей, а доля развлечений в потребительской корзине сильно изменилась в связи с кризисом, и на все это наложилась проблема спроса", - добавляет он.

Показательна также общая оценка рынка потребительской электроники и бытовой техники. По различным данным, рынок уже просел в рублях на 20-40% (42-56% в долларах) и упадет по итогам года на 10-35%. Аналитики компании "Ренессанс Капитал" утверждают, что худшим периодом для продавцов стал второй квартал.

Если по рынку ИТ-розницы практически все участники дают схожие оценки, то видения состояния спроса в сегменте СМБ очень сильно различаются. От сохранения до практически полного падения спроса. Сегмент СМБ всегда был очень трудным для понимания. Покупки со стороны среднего и малого бизнеса очень трудно дифференцировать, так как в качестве поставщиков используются как ритейлеры, так и корпоративные реселлеры.

"СМБ - это также сегмент с небольшой "кризисоупорностью",- отмечает Александр Потапов, директор по продажам представительства Adobe Systems Inc. в России и СНГ. - Финансовых средств зачастую не хватает на покрытие текущих расходов, а доля компаний, которые занимаются реальным производством, имеющим спрос, не так уж велика".

По мнению Сергея Белевицкого, генерального директора Группы "Рамэк", "крупные компании, которые обладают существенным запасом финансовой прочности или доступом к кредитным деньгам благодаря репутации, могли позволить себе раскачиваться довольно долго. Предприятиям малого и среднего бизнеса сложнее. Они были вынуждены перестраивать свои бизнес-процессы и урезать бюджеты "налету". При этом развитие ИТ-инфраструктуры в большинстве случаев автоматически из приоритетов компаний перешло в состояние "когда-нибудь потом".

СМБ чувствовал себя немногим лучше, чем ритейл, подмечает Роксана Янборисова. Управляющий партнер ГК "Фан" Анатолий Шлуглейт добавляет, что "в СМБ-секторе еще очень далеко до "радужных настроений": обороты упали в зависимости от сфер бизнеса, от 20% до 60%, прибыльность бизнесов также серьезно пострадала в силу того, что все пытаются элементарно "выжить". При этом в компании X-Ring оценивают снижение спроса в этом сегменте в 20-30%.

А Иван Гоголев, технический директор STSS, отмечает: "В секторе СМБ, напротив, мы практически не наблюдаем спада. Отчасти из-за того, что рынок этот был мало насыщен подобной техникой, отчасти из-за того, что стабильные компании сектора малого-среднего бизнеса в меньшей степени зависят от кредитных ресурсов, и на их развитие этот фактор практически не влияет, в то время как в корпоративном секторе кредитование - основной способ развития и модернизации".

В то же время, Виктор Сердюк, генеральный директор компании "ДиалогНаука", также говорит о падении спроса в сегменте СМБ: "На сегодняшний день именно в данном сегменте наблюдается наибольшее падение продаж, поскольку небольшие компании сейчас сосредоточили свои усилия на поддержании свой стабильной работы и в меньшей степени заинтересованы в решении задач по защите информации".

"А вот на рынке средних и крупных проектов уже в апреле началось существенное оживление, и результат - минус 25% к 2008 году, а это уже "плюс" к показателям 2007 года, - отмечает Роксана Янборисова. - Безусловно, эти цифры различаются при "географическом срезе": существенно больше бюджетов открылось в Москве, нежели в регионах, где оживление корпоративного сегмента затянулось и начало чувствоваться совсем недавно".

"Текущая ситуация начала выравниваться еще во 2-м квартале после утверждения бюджета государства на 2009 год, - добавляет Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании "Аквариус". - На второе полугодие мы смотрим с относительным оптимизмом, но прогнозировать дальше этого срока на сегодня достаточно проблематично. Думаю, что так можно охарактеризовать происходящее сейчас во всех сферах ИТ".

"Из-за кризиса заказчики стали реалистами и прагматиками, и в этом его положительное значение, - считает Юрий Овчаренко, коммерческий директор компании EPAM Systems. - Более взвешенный и рациональный подход к внедрению ИТ можно назвать девизом сегодняшнего дня. Заказчики стали уделять больше внимания четкой постановке задач и тщательному контролю над ходом реализации проектов. В ответ ИТ-компаниям приходится активнее работать над повышением качества услуг. Естественно, были резко уменьшены инвестиции в приобретение программного обеспечения и компьютерной техники, а в число наиболее приоритетных задач вошла оптимизация ИТ-бюджетов. Отложены до лучших времен перспективные планы компаний по развитию ИТ-ландшафтов: акценты сместились с внедрения новых решений на поддержку или небольшую доработку уже использующихся систем".

"Во многих случаях, - продолжает Юрий Овчаренко, - сокращение объема средств, выделяемых на ИТ, не оказало негативного влияния на бизнес заказчиков. Это объясняется тем, что раньше компании не всегда задумывались, действительно ли так необходимы те программные и аппаратные средства, которые закупались в больших объемах. В итоге бывали случаи, когда, например, приобретенные мощные серверы так и пылились на складах заказчиков, поскольку особой нужды в них не было. Сейчас, принимая решение о начале проекта, заказчик руководствуется холодным расчетом, трезво оценивает задачи, которые требуется решить с помощью выбранных программных средств, и понимает, какие будут результаты. Бюджеты хотя и уменьшились в объемах, но стали расходоваться более продуманно".

Анатолий Шлуглейт, добавляет: "По нашим оценкам, в государственных структурах произошло сокращение средств, выделяемых для пополнения и обновления парка цифровой техники примерно на 30-50%. А это означает, что и спрос в данном сегменте (госсекторе) снизился именно на эти же объемы. Однако, если в начале года даже урезанные бюджеты были "заморожены", то к концу 2-го квартала эти средства уже начали использовать".

"Государственные закупки, на мой взгляд, упали существенно, - делится своими впечатлениями Евгений Степанов, заместитель генерального директора компании ICL-КПО ВС. - Очень многие госбюджеты в 1-м квартале оказались просто замороженными. После принятия госбюджета на 2009 год появились объявления о конкурсах, но количество их не идет ни в какое сравнение с прошлым годом. Все ждали 3-го квартала с надеждой на появление на рынке бюджетных денег, но квартал наступил, а конкурсов пока не видно. Да и последние высказывания первых лиц государства не внушают оптимизма. Корпоративный сегмент ожил после выжидательного 1-го квартала, но тратит деньги очень осторожно и экономно".

Наталья Мищенко, маркетинг-менеджер Transfer Equipment Vostok, считает, что "в середине 2-го квартала началось "шевеление" корпоративного сектора". Она добавляет: "Мы констатировали, что оживились продажи "легких" ИБП, а вот сегмент "тяжелых" решений все еще приходит в себя".

Вадим Лата, генеральный директор компании "Сетевая Лаборатория" также говорит о том, что "корпоративный сегмент рынка оживился по сравнению с 1-м кварталом". Правда, по его мнению, это произошло "главным образом за счет отложенного спроса и закупок в госсектор. Коммерческая часть корпоративного сегмента рынка понемножку приходила в себя, осуществляя главным образом закупки необходимой техники и расходных материалов. Но новых проектов мало".

Александр Потапов отмечает, что ситуация у крупных корпоративных заказчиков целиком зависит от сегмента: "К примеру, наши целевые сегменты (издательство, реклама, полиграфия и другие) пострадали достаточно сильно вследствие падения объема рекламы, а многие издания либо закрылись, либо значительно сократили персонал и скорректировали планы развития - в негативную сторону. Тем не менее, самые "живые" сегменты - сырьевые отрасли, а также, в какой-то степени, государственные и отчасти финансовые структуры - сохранили неплохой уровень активности. И это внушает оптимизм".

Евгений Степанов говорит о неравномерности роста спроса на услуги системной интеграции: "Часть проектов заморозилась, но на этом фоне появляются новые проекты по оптимизации инфраструктуры, по защите информации. Сервисные услуги остаются примерно в графике прошлого года. Аутсорсинг растет: если заказчик видит, что передача функций на аутсорсинг приносит реальную экономию, он идет на это; ну и конечно, тут срабатывает фактор рынка, находящегося только на стадии возникновения".

"За счет длительности проектов некоторые интеграторы смогли достаточно безболезненно начать 2009 год. Но, так как реализация одних проектов подходит к концу, а новых проектов не появляется, в середине 2-го квартала 2009 начал активно "плакать" и проектный бизнес, - рассказывает Наталья Мищенко. - Изменилась стоимость контрактов, сократилось число дорогих и длительных по времени проектов. Большинство проектов в сегменте системной интеграции стоит из-за отсутствия финансирования, так как все компании испытывают сложности в получении адекватных кредитов, а собственными крупными финансовыми средствами не обладают".

Вместе с тем, целый ряд дистрибьюторских компаний, специализирующихся на поставках оборудования и ПО для крупных корпоративных и государственных заказчиков отмечают, что второй квартал не принес существенного улучшения ситуации: падение спроса находится на уровне 50-60% по отношению к прошлому году. Положение усугубляется еще и традиционным спадом в летний период.

Подробнее о результатах опроса: http://www.astera.ru/news/?id=70671

Маргарита Керманн
PR-manager
PR@astera.ru
www.astera.ru

Опубликовано: 3 августа 2009 г.

Ключевые слова: нет

 


 

Извините, комментариев пока нет