РЕГИСТРАЦИЯ  |  НОВОСТИ  |  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬКАК ПИСАТЬ ПРЕСС РЕЛИЗ?  |  ПРИМЕР ПРЕСС-РЕЛИЗА
“...Скромность - самый верный путь к забвению!”
     
Добавить пресс-релиз

Рынок труда электронных СМИ в условиях финансово-экономического кризиса

MediaJOBS.RU
      27-11-2009
 

По материалам конференции «Кадры для электронных медиа», 19 ноября 2009г., «НАТЭКСПО-2009».

✐  место для Вашей рекламы

В рамках Международной выставки телерадиовещания «НАТЭКСПО» Национальная Ассоциация Телерадиовещателей и портал MediaJOBS.ru второй год проводят конференцию "Кадры для электронных медиа", на которой собираются топ-менеджеры крупных медиакорпораций, а также представители учебных заведений, выпускающих профильных специалистов.

Открыл конференцию президент Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Эдуард Сагалаев. Он отметил, что проблема, связанная с рынком труда в сфере медиа, «никогда не будет снята с повестки дня, наоборот, она только обостряется». Именно поэтому, по его мнению, конференция "Кадры для электронных медиа" является очень важным событием: «Замечательное начинание, на мой взгляд, которое было осуществлено в прошлом году, продолжается и, я надеюсь, будет продолжаться постоянно».
Модератор конференции, генеральный директор портала MediaJOBS.ru и экспертного рекрутингового медиаагентства Штаты.ru Наталья Селезнева предложила два аспекта обсуждения темы «Кадры – 2009». Первый - что же произошло с рынком труда электронных СМИ за год кризиса, и как к этому относится медиасообщество; второй - какова сегодня стратегия развития профессиональных ресурсов телевидения и радио в условиях новых технологий цифры и мультимедиа. Среди аудитории конференции было немало специалистов, которые потеряли работу в этом году и надеялись услышать от экспертов ответы на конкретные вопросы: оставаться ли в профессии, на что ориентирован рынок будущего спроса на специалистов в телерадиовещании? Участники круглого стола постарались быть максимально конкретными и объективными в оценке ситуации и перспектив рынка труда электронных СМИ.

Если год назад, на первой конференции эксперты - топ-менеджеры медиаструктур делали лишь осторожные прогнозы, то сейчас руководители холдингов уже сформировали свое мнение, основанное на непростом опыте, приобретенном за это время.
Александр Варин, президент Вещательной корпорации «Проф-Медиа»: "...В кризис ситуация кардинально изменилась: вместо роста радио как наиболее чувствительное медиа серьезно "провалилось". По оценкам экспертного совета при Национальной Ассоциации Телерадиовещателей, радиорынок просел примерно на 35-36% в рублях. Исчезли инвестиционные проекты. Однако сокращения в фонде оплаты труда не оказались столь глубокими. Если говорить в целом по индустрии, то, по нашим оценкам, они составляют 15-20% всего сокращения, и штатного расписания, и фонда оплаты труда для работающих сотрудников. Эти сокращения коснулись переменных частей зарплаты – премий, бонусов. Индустрия, имея расходы на персонал в качестве основной статьи издержек, не стала компенсировать падение рынка только за счет этой статьи. Люди как главная и чуть ли не единственная производительная сила на радио сохранялись всеми средствами. И сейчас можно говорить о том, что эта сила оказалась сохраненной. Более того – кризис дал возможность привлечь на радио большое количество специалистов из смежных или других отраслей. Сейчас мы находимся на некой платформе, начиная с которой мы должны продолжать естественный, осмысленный рост заработных плат, исходя из весьма умеренных прогнозов по росту рынка, которые мы имеем на следующий год. Я считаю, что кризис, как и во многих других отраслях, в целом позитивно повлиял на кадровую политику в медиа, и в радио - в частности".

Вячеслав Муругов, генеральный продюсер «СТС Медиа»: "...Что случилось в кризис – у одних работы стало больше, у других ее не стало. Если говорить о творческих персоналиях, успех холдинга «СТС-Медиа» зависит прежде всего от людей, от руководителей и специалистов. Топ-менеджеры - драйверы этих процессов, они должны хорошо разбираться и в программировании, и в создании контента. Качественных специалистов нам не хватает, и мы сами в процессе производства контента их находим и обучаем. В этом нам помог опыт совместной работы с американцами: когда мы создавали адаптации известных хитов, пришли к выводу, что надо создавать такие школы и учить специалистов, не отходя от станка".
Олег Урушев, генеральный директор телерадиокомпании «Югра», рассказал о том, чем стал кризис для региональных медиакомпаний: "...Нам кризис даже где-то помог, поставил все на свои места. Мы избавились от 10% персонала. На 15% сократили зарплату. Освободившиеся деньги направили на увеличение зарплаты ценным работникам, чтобы в кризис они остались с нами, увеличили отпуска, сделали ненормированный рабочий день. Так что наши главные специалисты в период кризиса выиграли. Их зарплаты увеличились на примерно 20%, и они получили от 5 до 10 дней к отпуску. Нужно отметить, что из тех, кому зарплаты понизили, ушел от нас только 1% сотрудников. Я считаю, что такая тактика помогла компании расставить внутренние приоритеты. Сегодня мы считаем, что кризис у нас позади, мы расширили программы по привлечению новых профессиональных кадров и возобновили с сентября программы их обучения, чем и раньше систематически занимались".

О стратегическом планировании в эпоху кризиса рассказал заместитель генерального директора по связям с регионами "СТС Медиа" Сергей Петров: "Падение по региональным рынкам составило 34%. Понятно, что не каждая бизнес-модель региональной телекомпании это выдержит. В регионах стали меняться модели существования телекомпаний: переход от формата «сам произвожу – сам вещаю» к формату «сам собираю». Это существенное изменение, особенно в регионах, когда многие региональные компании практически перестали производить свой локальный контент. …Мы, безусловно, расставались с людьми, но мы и нанимали людей. Большая часть сотрудников, которые покинули компанию – технический персонал. Потому что идут процессы автоматизации – достаточно сейчас иметь автоматический сервер и контроллер – и шесть-семь человек, которые раньше работали, заменяются на двух. Но процессы пресейла, продвижения получили новую актуальность, и здесь большая конкуренция. Здесь мы нанимали людей".
Генеральный директор Russia Today Алексей Николов поделился уникальным опытом подготовки специалистов для медиа, не вещающего на русском языке в России. "Мы очень целенаправленно занимаемся подготовкой людей внутри компании. У нас очень хорошо выработана система стажеров. На мой взгляд, неправильно и опасно, когда существование стажеров на канале ничем не регламентировано. У нас каждый из них подписывает договор, в котором оговорено, что он находится на практике, что человек обязан выполнять правила внутреннего распорядка, нести ответственность. Очень важной частью нашей корпоративной политики является возможность людей продвигаться вверх и по горизонтали, у нас очень много людей выросло внутри. Также есть специальный человек, который занимается всеми программами обучения, спецкурсами, причем одно-два занятия ведет выпускающий редактор, одно-два – ведущий, корреспондент. Это очень важно, что идет связь непосредственно с людьми, которые работают в ньюс-руме. Таким образом мы вносим вклад в повышение общего уровня журналистики и отношения к новостям".

Большое внимание на конференции было уделено проблеме качества и подготовки технических кадров в условиях перехода на цифровое вещание. Олег Колесников, технический директор «НТВ Плюс»: "...За последний год – и это видно не только по нашему рынку, но и по рынку IT, который был сильно перегрет за счет развития технологий - стало понятно, что люди поумерили свои аппетиты, но знаний у них от этого не прибавилось. Мы как медиасообщество должны выработать четкие критерии, обучать тому, что существует культура эфира, дисциплина эфира. Самое главное в нашем текущем состоянии – не обучить технического специалиста азам, а рассказать, чем телевидение отличается от всех остальных работ, и это очень сложно. Идеологии прямого эфира у людей в голове нет. Может быть, их к этому не готовят. Я был бы не против, чтобы к нам на телевидение приходили экскурсии, и показывали, как оно работает на самом деле. Потому что очень часто выпускники профильных вузов не понимают, как и зачем они что-то делают. Отсутствие целостности видения телевизионного процесса – это тоже одна из больших проблем для индустрии в целом".
О проблеме подготовки технических кадров для телевидения говорил и Геннадий Свердлов, генеральный директор «ИСПА-Инжиниринг»: "Последние 10 лет радикально отличаются от того, что было раньше. И темп изменений стал таков, что проблема кадров становится центральной, так как навыки специалистов, которые заканчивают сегодня институт, устаревают за полгода. В этой ситуации единственный способ поспевать – научить людей быстро обучаться. В условиях, когда информация приходит со всех сторон с колоссальной скоростью, когда у всех "крыша едет" от того, как успеть за этими изменениями, тратить колоссальное количество времени на неэффективное общение физически неграмотно, невозможно и неправильно. Отдельная история - мотивация людей к обучению – надо искать людей, у которых эта мотивация сидит внутри".

Валентина Червинская, заведующая отделом Института информационных технологий Государственного Университета Телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича говорила о перспективах развития технологий телевидения и о том, какие трудности, с точки зрения подготовки кадров, кроются в стремительном техническом прогрессе: "...Сегодняшний кризис – это еще даже не цветочки. Потому что впереди – объемное стереотелевидение. И то, что мы называем "коммуникационно-визуальной средой" – это другие технологии. Сейчас важно учить владению инструментарием. И эти технологии есть. Но человек, владеющий инструментарием, должен получать то, что я называю толчковой информацией. И технари должны запрашивать у нас, преподавателей, чтобы мы мониторили перспективные для них технологии, и вместе с ними обсуждали. Вот тогда появляется проектная практическая грамотность".

На тенденция и перспективах перехода к мультимедийной журналистике заострила внимание аудитории заведующая кафедрой ТВ и радио факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова Анна Качкаева: "...Люди с трудом перестраиваются от традиционных бизнесов и традиционных платформ, они не понимают, как работать в объединенных редакциях. Это проблема всех редакций, которые шагнули в цифру. Журналисты должны быть универсальными - должны понимать, что такое подкаст, уметь оцифровывать контент, понимать, как сделать быструю подводку. Еще история – индустриальные площадки. Медийные структуры должны понять – это большая ответственность, трата их времени. Капитализация будущих кадров – это вклад их временем, их площадками, заинтересованностью. Не просто «забежал», а поучаствовал в учебном плане. Не просто прочитал байку «как я работал 10 лет назад» - а выстроенная система образования. И, наконец, учебные центры при компаниях - только там под мобильную измененную технологию, особенно в технике, под задачи конкретной редакции можно дотягивать тех, кто приходит из всех учебных программ. Только такая многоступенчатая система и может все время поддерживать среду".
В дискуссии также приняли активное участие: руководитель службы развития телеканала «Россия» Анна Голубева, генеральный продюсер телеканала «Gameland TV» Сергей Тузов, советник президента НАТ, руководитель информационно-аналитического центра НАТ Владимир Лившиц, проректор МТУСИ, директор ИПК МТУСИ Владимир Воскобович, ректор ИПК работников телевидения и радиовещания Константин Огнев, секретарь Правления Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Валентин Сидорин.
Во второй части конференции на вопросы аудитории о поиске работы в период кризиса отвечали руководители HR-департаментов крупных медиахолдингов - Первого канала, ВКПМ, СТС-Медиа, «ТНТ-Телесеть».

Полностью выступления всех участников конференции, вопросы и ответы будут опубликованы на сайте НАТ и портале MediaJOBS.ru в ближайшее время.

Опубликовано: 27 ноября 2009 г.

Ключевые слова: нет

 


 

Извините, комментариев пока нет